Это крупное геологоразведочное формирование было укомплектовано лучшим оборудованием и техникой, которую могла выделить страна. По сравнению с сегодняшним оснащением даже худших полевых отрядов техническая база экспедиции покажется, я думаю, просто убогой. Но об ином в ту пору оставалось только мечтать. Трудности, с которыми мы столкнулись по ходу выполнения программы изысканий, типичны для начала тридцатых годов, когда в самом широком масштабе закладывались основы нынешних успехов разведчиков недр. Работа экспедиции дает представление об условиях, в которых формировались характеры геологов.

II

Из Улан-Удэ наш путь лежал в Улан-Батор, где размещалась база нашей экспедиции и группа геологов, проводивших подготовительные работы. Добравшись до Троицк-Савска, небольшого городка на границе с Монголией, мы узнали, что дальше пути нет — река Селенга разлилась и в нескольких местах разрушила единственное шоссе, связывающее Троицк-Савск с Улан-Батором. Раньше, чем через две-три недели, нечего и думать о том, чтобы двинуться дальше. В пароходстве удалось раздобыть две баржи с буксиром. Пройти вверх по течению 75—80 километров, а там уже двигаться по шоссе — это было единственным выходом. Правда, нас предупредили, что это займет не меньше четырех-пяти дней — буксир слабый, а течение Селенги из-за летнего таяния снегов сильное. Но выбора не было.

К вечеру закончили погрузку бурового оборудования, материалов для экспедиции, передвижных электростанций и небольших грузовиков-«полуторок». Вид нашего буксира — небольшого колесного парохода, топившегося дровами, — не внушал особого доверия, но, когда он зачадил, запыхтел и зашлепал плицами по темной воде, стало веселей: все-таки плывем. Медленно скрылись в ночи редкие огни городка, после трудного дня всех быстро сморил сон. Наутро проснулся я от крика:

– Товарищи, сюда! Смотрите, смотрите!

Выскочили на палубу и ахнули: перед нами — вчерашние берега, от города мы не отошли и на сто метров! А между тем буксир все так же уверенно шлепал колесами по воде — силы его хватало только на то, чтобы наш караван не сносило вниз.

С двумя товарищами перебираюсь с баржи на пароход. Здесь — полное спокойствие. Кочегары шуруют в топках, на вахте — помощник капитана, а сам капитан спит в каюте мертвецким сном.

Ничуть не смущаясь, помощник объясняет:

– Малость того — на стремнину попали. Но вы того, не беспокойтесь. Вот товарищ капитан проснутся, трошки подадут туды-сюды — и тады так пойдем, будь здоров, не кашляй!

– Так будите же капитана!

Помощник смотрит на меня, как на ребенка, и назидательно произносит:

– Того не можно делать. Они сами знают время проснуться.

Наконец жара и мухи заставляют капитана подняться, он занимает место у штурвала, совершает несколько маневров, в ходе которых нас относит так далеко назад, что городок оказывается уже впереди, а не позади. Но, к нашему удивлению, маневры достигают своей цели, через час-полтора мы начинаем продвигаться вперед.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15