В училище Ваню так и не пусти­ли. Но он выговорил себе — год помогать учителю в его школьных занятиях. Его страстью становится чтение. Но книги были редкостью. Прослышав о том, что в какой-то деревне есть книжка, он, невзирая на расстояния и погоду, много верст шел пешком, лишь бы ее прочесть.

Беседы учителя с отцом не пропа­ли даром. По настоянию отца и с со­гласия бабушки Ваню отпустили в уездное Муромское училище. Но мы­тарства на трудном пути к знаниям еще впереди. Только через четверть века, в возрасте почти сорока лет он получит наконец документ об окончании последнего в его жизни учебного заведения.

Вот кратко этапы этого долгого пути…

 Весной 1887 года Губкин с отличием кончает Муромское уездное училище. И снова со всей остротой встает вопрос: а дальше что? Губкин мечтает теперь об учительской семинарии. В семье опять раздор.

...Осенью 1887 г. Губкин в Киржаче, в учительской семинарии. Неимоверно тягостный режим, скудное питание, глумление и издевательства надзирателей-наставников преодолены

...1890 год. Семинария остается позади Губкин — сельский учитель. Начало учительского пути — село Жайское. Как ни увлекает Губкина деятельность сельского учителя, его не оставляет мысль продолжать свое образование. Но за шестирублевую месячную стипендию Киржачской се­минарии он обязан отслужить в сель­ской школе пять лет. Губкин ходатайствует об освобождении его от этой повинности, чтобы иметь воз­можность поступить в учительский институт, но получает отказ.

...Август 1895 года. Окончен срок службы за стипендию, Губкин, нако­нец, свободен. Не задумываясь, на что он будет существовать, Губкин, отправляется в далекий Петербург. Блестяще сдает вступительные экза­мены в учительский институт. Сти­пендии, однако, не полагается. Он упорно ищет работы. Наконец в де­партаменте земледелия ему предла­гают составлять архивные карточки, за каждую составленную карточку он получит одну копейку. Чтобы за­работать двадцать рублей, надо за месяц сдать две тысячи карточек. А ведь надо выкроить время для ин­ститутских занятий, для самостоя­тельного чтения...

...1898 год. Губкин блестяще окан­чивает учительский институт. Все так же неотступна его мечта — по­лучить высшее образование. Но да­льше дороги нет. Ни одно учебное заведение, которое он окончил, не дает права поступить в высшее учеб­ное заведение.  Надо иметь на руках документ об окончании гимназии или другого подобного учебного заведе­ния для лиц «благородного и сред­него сословия». Продолжающий дей­ствовать в Российской империи школьный Устав 1828 года гласит, что «для лиц подлого сословия учрежда­ются приходские училища». «Подлое сословие» было официальным тер­мином. Так именовались рабочие и крестьяне.

Снова работает учителем. На это уходит еще пять долгих лет жизни.

...1903 год. Ничто не может выт­равить из души Губкина его дав­нишнюю мечту. В возрасте 32 лет он сдает экстерном экзамены за весь курс гимназии и получает аттестат зрелости. Через несколько месяцев он выдерживает труднейшие конкурсные испытания и зачисляется сту­дентом Петербургского горного инсти­тута.

...1910 год Ивану Губкину вруча­ется диплом горного инженера. Его имя золотыми буквами высечено на мраморной доске института. Он зачисляется на службу в Геологичес­кий комитет. «К этому времени, — пишет И. М. Губкин в своей авто­биографии, — у меня были большой жизненный опыт и солидный науч­ный багаж. Этим и объясняется то, что моя дальнейшая научно-исследовательская работа так быстро развер­нулась. В науку я вошел хозяином».

1 2 3 4 5